Лирическое
отступление в тему:
"К восемнадцати годам или около
того я заметил, что с первой дозы по пятую
включительно я мужаю, то есть мужаю неодолимо, а
вот уж начиная с шестой
Купавна - 33-й
километр.
и включительно по девятую - размягчаюсь.
Настолько размягчаюсь, что от десятой смежаю
глаза, так же неодолимо. И что же я по наивности
думал? Я думал: надо заставить себя волевым
усилием преодолеть дремоту и выпить
одиннадцатую дозу - тогда, может быть, начнется
рецидив возмужания? Но нет, не тут-то было.
Никаких рецидивов, я пробовал.
Я бился над этой загадкой три года
подряд, ежедневно бился, и все-таки ежедневно
после десятой засыпал.
А ведь все раскрылось так просто:
оказывается, если вы уже выпили пятую, вам надо и
шестую, и седьмую, и восьмую, и девятую выпить
сразу, одним махом - но выпить идеально, то есть
выпить только в воображении. Другими словами, вам
надо одним волевым усилием, одним махом - не
выпить ни шестой, ни седьмой, ни восьмой, ни
девятой.
А выдержав паузу, приступить
непосредственно к десятой, и точно так же, как
девятую симфонию Антонина Дворжака, фактически
девятую, условно называют пятой, точно так же и вы:
условно назовите десятой свою шестую и будьте
уверены: теперь вы уже будете беспрепятственно
мужать и мужать, от самой шестой (десятой) и до
самой двадцать восьмой (тридцать второй) - то есть
мужать до того предела, за которым следует
безумие и свинство.
Нет, честное слово, я презираю
поколение, идущее вслед за нами. Оно внушает мне
отвращение и ужас. Максим Горький песен о них не
споет, нечего и думать. Я не говорю, что мы в их
годы волокли с собою целый груз святынь. Боже
упаси! - святынь у нас было совсем чуть-чуть, но
зато сколько вещей, на которые нам было не
наплевать, а вот им - на все наплевать.
Почему бы им не заняться вот чем: я
в их годы пил с большими антрактами - попью-попью -
перестану, попью-попью - опять перестану. Я не
вправе судить потому, одушевленнее ли утренняя
депрессия, если де- лается ежедневной привычкой,
то есть если в шестнадцать лет пить по четыреста
пятьдесят грамм в семь часов пополудни. Конечно,
если бы мне вернуть мои годы и начать жизнь
сначала, я, конечно, попробовал бы, - но ведь они-то!
Они!..
Да только ли это! А сколько
неизвестности таят в себе другие сферы
человеческой жизни! Вот представьте себе, к
примеру: один день с утра до вечера вы пьете
исключительно белую водку, и ничего больше; а на
другой день - исключительно красные вина. В
первый день вы к полуночи становитесь как
одержимый. Вы к полуночи такой пламеный, что
через вас девушки могут прыгать в ночь на Ивана
Купала. И, ясное дело, они все-таки допрыгаются,
если вы с утра до ночи пили исключительно белую
водку.
А если вы с утра до ночи пили
только крепленные красные вина? Да девушки через
вас и прыгать не станут в ночь на Ивана Купала.
Даже наоборот сядет девушка в ночь на Ивана
Купала, а вы через нее и пе- репрыгнуть не сумеете,
не то что другое чего. Конечно, при условии, что вы
с утра до вечера пили только красное!..
Да, да! А сколько захватывающего
сулят эксперименты в узко специальных областях!
Ну, например, икота. Мой глупый земляк Солоухин
зовет вас в лес соленые рыжики собирать. Да
плюньте вы ему в его соленые рыжики! Давайте
лучше займитесь икотой, то есть исследованием
пьяной икоты в ее математическом аспекте...
- Помилуйте! - кричат мне со всех
сторон. - Да неужели же на свете кроме этого, нет
ничего такого, что могло бы...!
- Вот именно: нет! - кричу я во все
стороны. - Нет ничего, кроме этого! Нет ничего
такого, что могло бы! Я не дурак, я понимаю, есть
еще на свете психиатрия, есть внегалактическая
астрономия, все это так!
Но ведь все это - не наше, все это
нам навязали Петр Великий и Дмитрий Кибальчич, а
ведь наше призвание совсем не здесь, наше
призвание совсем в другой стороне! В этой самой
стороне, куда я вас приведу, если вы не станете
упираться! Вы скажете: "Призвание это гнусно и
ложно". А я вам скажу, я вам снова повторяю: "Нет
ложных призваний, надо уважать всякое призвание".
И тьфу на вас, наконец! Лучше
оствьте янкам внегалактическую астрономию, а
немцам - психиатрию. Пусть всякая сволота вроде
испанцев идут на свою корриду глядеть, пусть
подлец-африканец строит свою Асуанскую плотину,
пусть строит, подлец, все равно ее ветром сдует,
пусть подавится Италия своим дурацким бель-канто,
пусть!..
А мы, повторяю, займемся икотой.
"
|